Почему забуксовал закон? - Информационный портал ЖКХ Приморья
 

Почему забуксовал закон?

16 Августа 2011
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вызвал множество вопросов у населения, у работников ЖКХ, у муниципалитетов. Жесткие требования, жесткие сроки – и то и другое оказалось весьма далеким от реальности.

Закон плох не только потому, что крайне обременителен для основной массы жителей, но и потому, что он принудительно-карательный. Все население обязано заниматься энергосбережением. Собственники зданий (промышленных, офисных, муниципальных объектов) – до 1 января 2011 года должны были оснастить свои здания приборами учета. До 1 января 2012 года собственники жилых домов также обязаны установить коллективные и индивидуальные счетчики с возможностью расплачиваться по договору с ресурсоснабжающими организациями в рассрочку на пять лет.

Сразу было ясно, что установленные сроки нереальны. Никто предварительно не просчитал ни потребностей в приборах учета, ни возможностей по их установке. Отсрочка – тоже не выход. В масштабах страны индивидуальными электросчетчиками обеспечено 70–80 % потребителей. Счетчики тепла и воды установили 10 – 20 % потребителей. Лучше обстоят дела с общедомовыми приборами учета. В крупных городах ими оборудованы все новостройки. В старых домах проблема даже не в непонимании собственниками важности «мероприятия», а скорее, в отсутствии технических возможностей.

К примеру, в одном из подмосковных городов в большинство домов густонаселенного микрорайона тепло и горячая вода подаются по транзитным трубопроводам. Для того чтобы «поставить на счетчик» отдельный дом, надо в подвале провести параллельную магистраль и сделать в ней отводы из транзитной трубы. По сути, провести весьма затратный капремонт. На трубопроводах горячей воды отсутствует регулирующая арматура, из кранов в квартирах хлещет кипяток под 100 градусов. При установке приборов учета платежи жителей за горячую воду в несколько раз перекроют нынешние, нормативные. На «силовую» установку счетчиков в домах у местных ресурсоснабжающих организаций нет ни денег, ни специалистов, ни желания настраивать против себя население.

Стрелочник назначен  

По закону мероприятия по энергосбережению обязательно должны включаться в перечень требований к содержанию общего имущества. А лица, ответственные за содержание многоквартирного дома, обязаны эти мероприятия проводить и нести соответствующие расходы. Лица эти, исходя из норм Жилищного кодекса, собственники. Именно они несут ответственность за общее имущество. А в свете последних нововведений в кодекс обязанность эту возложат на управляющие организации, которые должны будут выполнять минимальный перечень работ. Его поручено разработать и утвердить правительству РФ, и скорее всего, в него включат и мероприятия по энергосбережению.  

Управляющие организации обязаны разрабатывать и предлагать собственникам предложения по энергосбережению. А если они не будут этого делать, то жилищные инспекции (как органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля над соблюдением правил содержания общего имущества) подвергнут их административному наказанию.

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета (вероятно, как житель – в квартире, так и управляющая организация – в доме), должно обеспечить допуск организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы на установку. Отказалось платить добровольно – оплатит расходы по принудительному взысканию (судебные издержки). При этом граждане – собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности (те, кому счетчики установили принудительно), оплатят равными долями в течение пяти лет расходы на установку приборов с процентами в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Подобная принудиловка не стыкуется с Жилищным кодексом, да и с гражданским законодательством. Сложно представить, как работники ресурсоснабжающей организации врываются в квартиру, привязывают сопротивляющегося хозяина к кровати, врезают счетчики. А дальше что? Суды будут завалены исками.

Странным образом в законе определены «стрелочники» – лица, ответственные за содержание многоквартирных домов. А кто это? По Жилищному кодексу это собственники – они за все в ответе. Но законодатели, скорее всего, имели в виду управляющие организации, которым по договору управления собственники поручили содержание дома в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Невыполнение требований закона влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5–10 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – 10–15 тысяч рублей; на юридических лиц – 20–30 тысяч рублей. Такие же штрафы предусмотрены и за то, что «ответственные лица» не довели до сведения собственников предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Отказалась ресурсоснабжающая организация устанавливать счетчик в доме, не предоставила по требованию собственников предложение – должностное лицо заплатит штраф 20–30 тысяч рублей, юридическое лицо 100–150 тысяч рублей.

Но даже эти жесткие меры не работают.

Всех подкосит перекос  

О том, что закон обречен, стало ясно сразу после его выхода в свет. Было любопытно, кто же его авторы? Это прояснилось на одном из прошлогодних семинаров в Федеральной службе по тарифам. Выступающий, ныне бывший директор одного из департаментов Минэкономразвития Ремир Мукумов признал, что «является одним из людей, у кого возникла идея по закону об энергосбережении». Вызвал к себе бывший глава министерства и сказал: «Вы что-то много говорили об энергоэффективности. Мне к утру на стол все, что думаете на эту тему». Получилось так, что самое большое внимание бывшего министра привлекла идея про лампочки. Хотя они были на 16-м месте предложений.  

Как оказалось, один из авторов идеи впоследствии был ошарашен тем, что практически половина закона написана про многоквартирные дома. Идеи-то готовили для промышленности, для коммунальных предприятий. Жилье – самая болевая точка. Попробуйте прийти к жителям и убедить их провести энергосберегающие мероприятие, вынуть из своего кармана дополнительные деньги. За это должно проголосовать 100% собственников. Это нереально. Плюс к этому энергосервисный контракт. Это когда приходит кто-то в белой рубашке и говорит: я сделаю то-то и то-то за свои деньги, а вы вернете мне их с полученной экономии. Опять же, все собственники должны проголосовать «за» единогласно. Предположим, в доме 250 квартир, в течение года кто-то поменялся, кто-то уехал, а новый житель не подписывается под этим… Энергосервисный контракт рушится.

Так рассуждал Ремир Мукумов, напомним, автор идеи закона об энергосбережении. Он признал также, что закон носит жесткий характер административного давления. «Морковки здесь нет, только кнут. Это перекос!» – заявил он.

Рискуют не только жители домов, как выяснилось, чудом оказавшихся «в законе». Могут нарваться на демпинг бюджетные учреждения. Аукционы сейчас проводятся на электронных площадках. Предположим, больница выставит на конкурс услуги по энергоаудиту на сумму 80–90 тысяч рублей. Обязательно появятся компании из разных регионов, которые согласятся проводить энергоаудит за 10–12 тысяч рублей. Но когда возникнет вопрос о подписании договора, о том, чтобы специалисты хотя бы осмотрели здание с тепловизором, окажется, что этих денег хватит лишь на заполнение опросного листа, который компания обработает за пару дней и выдаст энергопаспорт. Для чего он главврачу? Для того чтобы положить в тумбочку и про него забыть.

Сначала надо обследовать все предприятия, все здания. По итогам обследования разработать мероприятия, и потом эти мероприятия сформировать в программу. А в законе – с точностью до наоборот. Сначала от муниципалитетов и субъектов РФ требуют программу, а обследования – как придется. Доходит до смешного. Приезжают представители регионов в Фонд содействия реформированию ЖКХ, а программы энергосбережения у всех – как под кальку срисованы. Чему удивляться, сроки!

Реализация закона на промышленных предприятиях так или иначе скажется на населении. Энергосбережение – дорогое удовольствие, и затраты на него лягут в стоимость товаров и услуг. Не говоря уже о многоквартирных домах. Уже скоро, с введением отдельной платы за коммунальные услуги на общее имущество, потеряют всякую актуальность квартирные счетчики. Какой смысл на них тратиться, если все равно протечки – и в подвале дома, и в квартире соседа, раскидают «по-братски» на всех жителей? Самое неэффективное мероприятие – утепление фасадов. Оно стоит 30–40 миллионов рублей на одно здание. Вопрос – когда собственники окупят свои вложения? Да никогда, потому что столько не живут ни дома, ни люди. «Кусается» установка газового счетчика. В Подмосковье эта услуга, включая проект «врезки» прибора в магистраль, обходится более чем в 40 тысяч рублей.

Выгоду от закона приобретает лишь государство да многочисленные «реализаторы» – энергоаудиторы, сервисмены, производители и обслуга приборов учета. Как полагают независимые эксперты, населению закон принесет одни убытки, и его надо срочно переделывать. Требования имеет смысл предъявлять только к домам-новостройкам. В старых домах, по крайней мере, построенных до начала приватизации, решение проблем энергосбережения (в немецком варианте – это санация) должно взять на себя государство.

Пока же Госдума приняла во втором чтении законопроект о переносе сроков обязательной установки счетчиков газа – на январь 2015 года, тепла и воды – на июль 2012 года. Депутаты не исключают, что сроки передвинут еще, может, и не один раз.

Лилия Позднякова

Источник: Кваритрный ряд