Собственники будут расплачиваться с РСО без посредников

21 Марта 2011

Наш эксперт по юридическим вопросам в сфере ЖКХ Наталья Цветкова прокомментировала новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

1.
Новые Правила разделили следующие понятия: коммунальные услуги, поставляемые в помещение собственника, и коммунальные услуги, потребляемые на общие нужды для содержания общего имущества дома. Соответственно, будут введены раздельные нормативы: нормативы потребления коммунальных услуг в жилом помещении, нормативы объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома; нормативы иных технологических потерь коммунальных ресурсов; нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек.
2.
Правилами расширены границы понятия «общие инженерные коммуникации дома». Теперь таковыми считаются не только те, что расположены в помещениях многоквартирного дома, но и те сети, которые находятся в границах земельного участка.
Это достаточно спорный вопрос. Он сразу открывает проблемы учета транзитных сетей, принадлежащих РСО и находящихся у них на балансе, но проходящих через земельный участок, оформленный ТСЖ (ЖСК) в общедолевую собственность. Встает правомерный вопрос о том, что ТСЖ вправе потребовать соразмерной арендной платы за транзит сетей через свой участок.
3.
Следующий интересный момент: расширено понятие «Исполнитель». Теперь под исполнителем понимается любое юридическое лицо (а не только ТСЖ, ЖСК, УК). В новых правилах дается следующее определение: «исполнитель» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Из смысла ряда пунктов новых правил (пп. в п. 9, пп. в п. 10, пп. в п. 17) можно сделать следующий вывод: если на общем собрании собственников было решено, что собственники помещений поручают своему ТСЖ (УК) осуществлять только техническое обслуживание дома, а предоставление коммунальных услуг они пору-
чают РСО, то при обращении этих собственников в ресурсоснаб-жающую организацию поставщик будет обязан заключить с ними индивидуальные договоры.
Я думаю, многие председатели ТСЖ в судебных заседаниях с ГУП «Водоканал СПб» и ГУП «ТЭК СПб» неоднократно слышали отговорку, что РСО не предоставляет коммунальные услуги потребителям, а предоста-
вляет коммунальный ресурс юридическому лицу (ТСЖ). Однако теперь эта отговорка действовать не будет, данные понятия сведены к тождеству, т. к. правила устанавливают:
– «ресурсоснабжающая организация» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);
– «коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
Иными словами – деятельность РСО по подаче коммунальных ресурсов означает предоставление коммунальных услуг. И тогда РСО квалифицируется как исполнитель коммунальных услуг гражданам в доме.
4.
Наконец, нормы жилищного законодательства были скоординированы с ГК РФ, в части признания факта заключения договора конклюдентными действиями, если договор не подписан сторонами. Судебной практикой уже неоднократно обращалось внимание на тот факт, что отсутствие договора на предоставление коммунальных услуг не освобо-
ждает гражданина от оплаты коммунальных услуг.
«Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее – конклюдентные действия)».
5.
Правила определяют договор на коммунальные услуги как договор о предоставлении коммунальных услуг, заключаемый собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с формулировкой данный договор – это чистой воды «агентский договор» (ст. 1005 ГК РФ). А значит, ТСЖ, ЖСК, УК вправе требовать оплаты им агентского вознаграждения.
6.
Кроме того, сами правила предоставили возможность собственнику помещения (при наличии договора на предоставление коммунальных услуг между РСО и УК, ТСЖ) осуществлять платежи напрямую в РСО.
«п. 64. Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива».
7.
Похожее правило действует
и для собственников нежилых помещений. В п. 18 правил определено, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

Правилами введено еще много новшеств. О них мы будем рассказывать на страницах нашей газеты по мере применения данных правил на практике.

Из разъяснений Министерства регионального развития

Правила предоставления коммунальных услуг вводят новый раздел, содержащий порядок заключения между потребителем и исполнителем коммунальных услуг договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, включающий перечень условий, которые должны содержать такие договоры и порядок их заключения.
Четко определен перечень лиц, которые могут выступать исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом и потребителям в индивидуальном жилом доме, закреплены случаи, в которых ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг. Определен момент, с которого исполнитель обязан приступить к оказанию коммунальных услуг.

Изменен порядок расчета платы за коммунальные услуги, в частности:
– определено, что плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды;
– плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды рассчитывается для всех потребителей в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых ими помещений и выделяется в платежном документе отдельной строкой;
– подлежащий оплате объем коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается при наличии общедомового прибора учета – как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой объемов индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, а при отсутствии общедомового прибора учета – по установленным нормативам на общедомовые нужды;
– исключено правило о необходимости проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года (так называемая «13-я платежка»);
– детализированы правила расчета размера платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения, произведенные исполнителем с использованием внутридомового оборудования при отсутствии централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения;
– детализирован порядок расчета платы за коммунальные услуги в коммунальных квартирах.
Предусматривается введение новых видов нормативов потребления коммунальных услуг: нормативов потребления на общедомовые нужды в многоквартирном доме, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек.

Закрепляется, что при непредставлении данных приборов учета, либо при их выходе из строя расчет за коммунальные услуги осуществляется в течение трех месяцев – по объемам среднемесячного потребления за прошлый период, а по истечении трехмесячного срока – по нормативу потребления коммунальных услуг.

В целях обеспечения точности расчетов за коммунальные услуги закреплены даты, в которые потребителям надлежит снимать и передавать исполнителю показания индивидуальных приборов учета.

Сокращен размер задолженности, при накоплении которой потребитель может быть ограничен или отключен (с шестимесячной суммы до трехмесячной).

Детализирована процедура проведения проверок в целях установления факта непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Закреплено право потребителей при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме вносить плату за коммунальные услуги напрямую в ресурсоснабжающую организацию.

Введена обязанность исполнителя предоставить потребителю-гражданину рассрочку, если размер платы за коммунальную услугу потребителя в расчетном месяце превысил более чем на 25 процентов размер платы за аналогичный расчетный месяц прошлого года. Рассрочка предоставляется сроком на 1 год. Потребитель вправе по своему выбору либо воспользоваться такой рассрочкой, либо нет. При этом исполнитель вправе обратиться к ресурсоснабжающей организации за предоставлением аналогичной рассрочки.

Кроме того, Министерству регионального развития поручено утвердить примерную форму платежного документа, примерные условия договора управления многоквартирным домом, примерные условия энергосервисного договора в целях экономии ресурсов на места общего пользования в многоквартирном доме, критерии отсутствия технической возможности установки прибора учета и порядок оформления факта отсутствия такой возможности, а также совместно с Министерством экономического развития и Федеральной службой по тарифам разработать и внести в правительство РФ изменения в Правила установления и определения нормативов, утвержденные Постановлением правительства РФ № 306.

Источник:  http://www.konserg.ru/