Лифт: все, что вы хотели узнать, но стеснялись спросить.

2 Сентября 2011

Статистика неумолима: прогулка на природе опасней поездки в лифте. По данным МЧС, в России в  чрезвычайных ситуациях природного характера погиб 21 человек. Этот страшный показатель для лифтов в среднем за год составляет 10 человек. Но  даже если бы погиб только один человек — об этом уже  стоило бы говорить. Давайте попробуем это сделать вместе.

1. Опасен ли лифт?

В последние годы проблема безопасности пользователей лифтами все чаще становится предметом общественного обсуждения. Сначала это были отдельные статьи в прессе, затем эта тема всколыхнула форумы в Интернете и наконец стала предметом обсуждения на центральных каналах телевидения, в один день превратившись из отраслевой в публичную. Рано или поздно это должно было случиться, и это произошло.

обычный интерьер лифта.jpgЖильцы не щадят своего лифта

Что же стало причиной столь живого интереса к проблеме? Чтобы ответить на этот вопрос, спросим себя, что мы знаем о лифтах? Если не брать во внимание не очень дружелюбные отклики диспетчера на ваши просьбы о помощи и несколько раздраженные советы электромеханика, явно раздосадованного вашей некомпетентностью в этом вопросе, то, пожалуй, единственным официальным источником ваших знаний становится табличка с правилами пользования лифтом, находящаяся в кабине лифта или на основном этаже. Не правда ли, не богатый выбор?

Обычный интерьер наших лифтов

Именно отсутствие достаточной информации стало причиной такого всплеска интереса к этой проблеме. И если раньше вызванный неизвестностью страх многие вымещали на самом лифте — пиная двери, ломая декоративные панели, поджигая кнопки и плафоны, разбивая зеркала и отламывая алюминиевые поручни, — то сейчас, с появлением такого универсального инструмента общения, как Интернет, и начавшим пробиваться уважением человека к самому себе, все больше людей получили возможность общаться, задавать вопросы и сами планировать среду, в которой они хотели бы жить.

Так что же мы хотим знать о лифтах? Уверен, многие ответят: ВСЕ! Однако немногие смогут выдержать такой рассказ до конца. Поэтому только самое необходимое и самое важное, а если этого будет недостаточно — вы всегда сможете задать свой вопрос. Торопитесь, Интернет пока не запрещен, но как знать.

2. Немного истории

Старинный лифт

старинный лифт.jpgИстория лифта насчитывает несколько тысячелетий. Историки и археологи находят много упоминаний и остатков хитроумных подъемных машин времен древнего Египта, древнего Рима и Греции. Более поздние находки свидетельствуют о постепенном распространении подъемных механизмов по всему миру.

В 17-м и 18-м веках лифты проникли во дворцы царственных особ Европы и России. Однако вплоть до 19-го века общим для всех этих устройств было то, что приводились они в движение мускульной силой людей или животных. Только в 1800 году один американский шахтопромышленник применил для работы лифта паровую машину.

В 1845-м был изобретен первый гидравлический лифт, а в 1880 году в Германии — первый электрический лифт. Скорость лифтов на паровой машине составляла величину порядка 20 сантиметров в секунду, гидравлических — 4 метра в секунду, первых электрических — до 6 метров в секунду.

Двумя последними решающими факторами, сформировавшими окончательную концепцию устройства современного лифта, стали изобретенные в 1852 году в Северной Америке ловители, ставшие основой создания первого безопасного лифта, и в 1878 году — ограничитель скорости, вызывавший срабатывание ловителей при превышении лифтом допустимой скорости.

Сегодня по способу создания подъемного усилия лифты делятся на электрические, гидравлические и пневматические. В нашем городе в основном используются лифты со скоростью движения от 0,71 до 1,6 метра в секунду.

Само слово «лифт» пришло в современном значении в русский язык в 19-м веке путем заимствования из английского языка слова lift, означавшего «поднимать, подъем».

3. Немного статистики

В настоящее время в России находится в эксплуатации около 500 тысяч лифтов. Средний процент лифтов, выработавших срок службы, составляет порядка 35% и продолжает расти.

Рост количества лифтов, выработавших свой ресурс, вызван тем, что наиболее массовый ввод их в эксплуатацию пришелся на 80-е годы прошлого века. Назначенный срок службы лифтов установлен техническим регламентом “О безопасности лифтов”, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации 2 октября 2009 г. №782, и составляет 25 лет.

По истечении указанного срока проводится оценка соответствия лифта требованиям регламента, на основании которой делается заключение, содержащее выводы об условиях возможного продления срока безопасной эксплуатации лифта и рекомендации по модернизации или замене лифта. Средняя стоимость замены лифта на сегодняшний момент составляет 1,5 млн рублей.

Согласно новому жилищному законодательству, с 1 января 2007 года в приватизированных домах за содержание мест общего пользования, а значит, и за лифты, отвечают собственники жилья. Существовавшие ранее целевые региональные программы по замене лифтов во многих регионах перестали существовать, растворившись в программах по капитальному ремонту многоквартирного жилья.

Надо сказать, что средства из федерального и региональных бюджетов на замену лифтов продолжают все же выделяться и даже растут. Так, за два последних года выделяемые в регионы через Фонд ЖКХ федеральные средства на замену лифтов увеличились с 4,5 до 10 млрд рублей. Но коренного улучшения положения дел не произойдет. Предложение представителей отрасли о придании программе по замене лифтов статуса федеральной целевой понимания у федеральных чиновников не нашло.

Такая же ситуация сложилась и на региональном уровне. Средства выделяются, но их не достаточно для полного решения проблемы. Позиция государства в этом вопросе однозначна — в ближайшие годы стоит ждать все более настойчивого перекладывания финансовой нагрузки по этой проблеме на плечи собственников жилья. Остается надеяться лишь на большой запас прочности, заложенный в конструкцию лифтов, и совесть обслуживающих их электромехаников.

Надо сказать, что заложенный в прошлом подход к проектированию лифтов с большим запасом прочности и созданная система по обеспечению их безопасной эксплуатации выдержали проверку временем и продолжают сохранять нам жизнь. Несмотря на все сложности последних двух десятков лет, лифты остаются одним из самых безопасных факторов риска в нашей жизни.

Средний показатель смертности составляет 10 человек в год. За такой же период от внешних причин в России гибнет до 220 000 человек, из них от убийств — до 22 000 человек, от самоубийств — до 40 000 человек, в ДТП — до 26 000 человек, от отравления алкоголем — до 22 000 человек, в пожарах — до 15 000 человек, тонет при купании до 3 000 человек, погибают при обрушении зданий до 40 человек, в техногенных ЧС — до 4 000 человек, в ЧС природного характера — до 21 человека, от травм на производстве — до 5 000 человек (данные по отраслям колеблются от 40 до 700 человек).

Можно ли сделать поездку в лифте абсолютно безопасной? Да, это вполне решаемая проблема. Для этого надо лишь, что бы все заинтересованные стороны наконец повернулись лицом друг к другу и включились в процесс общественного обсуждения этой проблемы.

4. Краткое устройство лифта

Лифт — стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15о. Строительная часть лифта состоит в общем случае из машинного помещения (МП) и шахты, где нижняя часть шахты, расположенная ниже уровня первой посадочной площадки называется приямком.

как тонко все устроено!.jpgКак тонко все устроено!

В МП расположены станция управления, лебедка, ограничитель скорости (ОС), некоторые из устройств безопасности, другие устройства, необходимые для работы лифта и его обслуживания. В шахте расположены направляющие кабины и противовеса, двери шахты, кабина и противовес, подвесной кабель, электроразводка, устройства безопасности, индикации, позиционирования и некоторые другие.

Техника на грани фантастики

Техника на грани фантастики!.jpgВ приямке также расположены устройства безопасности, устройства, необходимые для обслуживания и работы лифта, но самым интересным устройством для нас является буфер. Тут их устанавливают несколько штук согласно документации, чаще всего два — для кабины и один — для противовеса. Буфер служит для амортизации и остановки кабины и противовеса при переходе ими крайних положений. Ход буфера обычно составляет 0,1–0,2м и определяется параметрами лифта.


Устройства безопасности

Не стоит верить рассказам «очевидцев», которые, якобы провалившись с кабиной в приямок, попали на буфера и затем подпрыгнули на них до второго или третьего этажа. Буфер для этого не предназначен!

Буфер служит для амортизации и остановки кабины и противовеса

Сразу надо сказать, что все оборудование лифта поставляется заводом-изготовителем в комплекте и обеспечивает установленные нормативами эксплуатационные параметры. При монтаже лифта никто не бегает по городским рынкам в поисках «чего-нибудь для лифта». Заводы поставляют все необходимое, монтажникам остается лишь все правильно установить.

устройства безопасности.jpgИз других устройств, вызывающих наибольший интерес, надо отметить канаты. На них производится подвеска кабины и противовеса в шахте, через них усилие от лебедки передается на систему кабина-противовес и приводит ее в движение. Наиболее распространена подвеска на трех и более стальных канатах (тросах). Для такой подвески установлен запас прочности для каждого каната равный 12. То есть собственное усилие на разрыв каждого каната в двенадцать раз должно превышать максимально возможное усилие на канат со стороны оборудования лифта, возникающее при его эксплуатации. Заделка концов канатов выдерживает не менее 80% разрывного усилия каната.

Не верьте тем, кто рассказывает истории о том, что все канаты на их кабине оборвались и она рухнула вниз. Может ли такое произойти? При надлежащем обслуживании — нет.

Ни один лифт не будет пущен в эксплуатацию, пока за ним не будет закреплен ответственный электромеханик и пока об этом не будет сделана запись в паспорте лифта. И ни один электромеханик, находясь в здравом уме, не будет самостоятельно снимать канаты без их замены, тем более что скрыть это при аварии практически не возможно. Кроме этого, вы всегда заранее сможете почувствовать неладное, если будете внимательны, но об этом поговорим ниже.

Вопрос на засыпку

Интересен для нас и ограничитель скорости. Он служит для отключения лифта и приведения в действие механизма ловителей, при увеличении скорости опускания кабины больше допустимого значения. Допустимым является 15%-е превышение скорости. В настоящий момент в городе в основном используются лифты со скоростью 0,71 и 1,0 м/с, в высотных домах — до 1,6 м/с.

Ловители — один из основных элементов, делающих лифт безопасным. Они являются устройством безопасности, предназначенным для остановки и удержания кабины на направляющих при превышении рабочей скорости или обрыве тяговых элементов. Обычно они состоят из корпуса, клиньев и механизма, для их подъема. Корпус жестко соединен с кабиной и обхватывает с двух сторон рабочую плоскость направляющей. С обеих сторон между направляющей и корпусом находится клин.

Ловители состоят из двух частей, расположенных с двух сторон кабины, в местах прохода направляющих. При превышении скорости срабатывает ОС, который через свой собственный канат передает усилие на механизм подъема клиньев ловителей на кабине лифта. Происходит подъем клиньев, за счет их формы и профиля корпуса ловителей происходит выбор зазора между клиньями и направляющей, что приводит к расклиниванию кабины на направляющих и ее остановке.

Ход кабины при посадке на ловители обычно лежит в пределах 0,5 м. Рассказы о том, что кабина двигалась на ловителях несколько этажей должны по меньшей мере насторожить слушателей, если же рассказчик является человеком достойным, то такой рассказ должен насторожить владельцев лифта.

Пространственное положение кабины и противовеса в шахте сохраняется благодаря направляющим и башмакам. Башмаки предназначены для обеспечения положения узлов лифта относительно направляющих. Грубо говоря, башмаки удерживают кабину и противовес на направляющих и не позволяют им биться друг о друга и о другие части лифта, установленные в шахте. Вкладыши башмаков из-за постоянного трения о направляющие постепенно стираются и требуют периодической замены. Башмаки находятся вверху и внизу кабины и противовеса с обеих их сторон.

Противовес служит для компенсации веса кабины, в результате чего энергия лебедки расходуется лишь на преодоление сил инерции системы «кабина — противовес», что ведет к экономии электроэнергии. Противовес загружается весом равным массе кабины и массе, эквивалентной половине грузоподъемности лифта. Противовес всегда тяжелее кабины на массу от 150 до 500 кг, в зависимости от грузоподъемности лифта. При выключенном двигателе кабина с небольшим грузом всегда стремится вверх, а не вниз, как рассказывают многие «очевидцы».

Здесь мы коснулись самых интересных особенностей конструкции лифта. Если у вас остались вопросы — спрашивайте, мы всегда на связи.

5. Как вести себя в лифте

Добро пожаловать в лифт!

Так как же вести себя в лифте? С какими неприятностями можно столкнуться и на что следует обратить внимание? Чем вызвано то или иное требование к пассажиру и куда обращаться за помощью?

Первое, что необходимо знать, — это то, что в каждой кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже должны быть вывешены Правила пользования лифтом, а также табличка с указанием номера телефона для связи с обслуживающим персоналом и аварийной службой. Запомните или занесите этот номер в свой мобильник. Если этих табличек нет, попробуйте узнать номер телефона у диспетчера, вызвав его нажатием кнопки «Звонок» на посту приказов в кабине лифта.

Если вас не хотят слушать и отвечать на ваши вопросы, то обратитесь с соответствующим заявлением к владельцу лифта или в территориальный орган Ростехнадзора.

Вам надо будет связаться со специалистами (инспекторами) отдела по надзору за подъемными сооружениями и государственному строительному надзору. Каждый введенный в эксплуатацию лифт закреплен за одним из инспекторов этого отдела. Редкий хозяйственник долетает до середины Днепра, отважившись беспредметно спорить с представителем Ростехнадзора.

Кроме этого, в лифте обычно присутствует табличка устанавливаемая заводом, где указываются завод-изготовитель, наименование лифта и его грузоподъемность с указанием максимального числа пассажиров. Что же написано в Правилах пользования лифтом?

После того как вывешенные в лифте Правила, поставляемые заводом-изготовителем, уничтожаются жильцами, обслуживающая лифт организация вывешивает новые. В них, как правило, указывается название этой организации и номер контактного телефона. Обычно интерес вызывают следующие пункты правил.

Правила пользования лифта

садясь в лифт, будьте предельно внимательны.jpg1. «Не входите в лифт, пока не убедитесь, что кабина находится перед вами». В народе говорят: на Бога надейся, а сам не плошай. Кроме призыва к очевидной предосторожности, этот пункт несет в себе и конкретный практический смысл. Двери шахты не имеют собственного привода и конструктивно устроены так, что их створки стремятся закрыться под действием собственного веса или веса специального груза. То есть открыться самостоятельно двери шахты не могут. Но они могут быть открыты с помощью специального ключа вручную и заблокированы в таком положении. Конечно, это нарушение правил безопасности, но такая ситуация может быть.

В другом случае в шахте могут проводиться ремонтные работы. Вы слышите, что лифт движется, нажимаете кнопку вызова и двери открываются, но кабина находится этажом ниже, по стечению обстоятельств электромеханики, работающие на крыше кабины, вручную открыли вашу дверь изнутри шахты. Согласитесь, стоит убедиться.

Еще одна ситуация: кабина действительно пришла, двери открылись, но вот точность остановки не была соблюдена. Чаще всего, такое происходит из-за износа тормозных накладок в механизме тормоза лебедки. Если кабина остановилась ниже этажа — вы рискуете удариться головой о потолок кабины или «провалиться» в нее. Если выше – споткнуться о порог кабины и упасть или удариться головой, но уже об портал дверей шахты.

2. «Войдите, не задерживаясь, в кабину. Первыми входят взрослые, а затем дети». Это правило вызвано тем, что выдержка времени, в течение которого двери остаются открытыми, не велика. Обычно 5–7 секунд. За это время желательно успеть войти в кабину. Первыми рекомендуется входить взрослым. Это вызвано тем, что большинство лифтов оборудовано грузовзвешивающим устройством (далее ГВУ), которое начинает действовать при загрузке от 15 кг и выше, при этом время выдержки дверей в открытом состоянии автоматически увеличивается.

Детям самим ездить в лифте нельзя!

детям нельзя ездить в лифте одним.jpgЕсли вы пошлете вперед ребенка, то его веса может не хватить для срабатывания этого устройства — двери начнут закрываться, а это уже стрессовая ситуация для всех. Кроме того, ребенок, оставшийся один в закрытом пространстве кабины лифта, получит более сильный испуг, чем если он останется один на достаточно большой лестничной площадке.

Прежде чем пускать ребенка внутрь кабины, вам стоит убедиться, что там все в порядке. Та же ситуация и с выходом из кабины — выпустите сначала ребенка, а потом выходите сами.

Здесь надо помнить, что все это хорошо, когда лифт полностью исправен. Если же вы подошли к лифту в первый раз, не спешите сразу заходить в кабину — подождите пару секунд, пока двери откроются полностью и остановятся в этом положении. Может так случиться, что именно этот лифт электромеханики обошли своим вниманием и двери, не успев открыться, сразу начнут закрываться. Сообщите об этом по указанным на табличках телефонам и уже самостоятельно решайте, что вам делать дальше. Скорее всего, что и реверс дверей у этого лифта не сработает.

3. «При перевозке детских колясок детей нужно брать на руки. Сначала сами войдите в лифт, затем вкатывайте коляску. При выходе сначала выкатывайте коляску». Этот пункт во многом повторяет предыдущий по тем же причинам. Отличие — надо обязательно забрать ребенка из коляски на руки. Это надо сделать потому, что при возникновении какой либо аварийной ситуации достать ребенка из коляски у вас не будет ни времени, ни возможности. Страшные примеры таких ситуаций попадают в средства массовой информации с пугающей регулярностью.

4. «При остановке кабины между этажами не пытайтесь самостоятельно из нее выйти и не открывайте двери кабины и двери шахты». Это действительно опасно. Самостоятельно покидая кабину, находящуюся между этажами вы рискуете упасть в шахту лифта, получить травмы при ударе о конструкции лифта, которые в обычном режиме не доступны пассажиру, быть пораженными электротоком при касании проводки и аппаратов, находящихся под напряжением. Кроме того, кабина может прийти в движение и это по-настоящему неприятно. Помните, что лифтеры и электромеханики проходят специальное обучение по правилам безопасного извлечения пассажиров из кабины. Дождитесь их прихода.

no smoking.jpgNo smoking

5. У некоторых пассажиров вызывает улыбку запрещение курить в лифте, перевозить легковоспламеняющиеся и токсичные вещества. А зря. Кроме того, что курение в общественных местах запрещено, оно может стать причиной возгорания лифта со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кабина лифта представляет собой небольшое замкнутое пространство, часто только с естественной вентиляцией, она моментально наполняется запахом и дымом табака, в ней становится ощутимо жарче даже при выкуривании одной сигареты. Пожалейте себя и людей, которые воспользуются кабиной уже после вас.

Из-за тесноты и скованности вы можете случайно открыть, раздавить, уронить емкости с токсичными и легковоспламеняющимися веществами, воздух в кабине тут же наполнится ими, а немедленно покинуть ее у вас не будет возможности. В результате кабина может стать токсичной ловушкой не только для вас.

6. Почему запрещено пользоваться кабиной лифта детям дошкольного возраста без сопровождения родителей? Прежде всего потому, что ребенок еще не умеет читать и не может прочесть Правила и тем более следовать им.

При нахождении ребенка в кабине из-за его малого веса может не сработать ГВУ, что приведет к закрытию дверей, а так как автоматика решит, что кабина пуста, будет выключен свет внутри кабины. Не стоит подвергать своего ребенка испытанию в душной, темной, закрытой, тесной кабине.

Надо учесть любознательность детей в этом возрасте — попытка засунуть проволочку в забитый электрическими устройствами пульт приказов может привести к поражению электрическим током. Попытка заглянуть в шахту лифта также может закончиться очень плохо. Не заметив начало закрытия дверей шахты, даже при работоспособном реверсе, ребенок рискует быть сдавленным ими.

При закрывании двери развивают усилие до 15 кг, не всякий ребенок справится с этим. Кинетическая же энергия закрывающихся дверей сопоставима с энергией гири в 1 кг, падающей с высоты в 1 м. Если между створками окажется голова ребенка, ему не избежать очень сильного удара. Если же створки сомкнутся в области шеи, это может оказаться еще страшнее.

Дело в том, что на полностью исправном лифте допускается отключение реверса за 5 сантиметров до конца закрытия, еще порядка одного сантиметра допускается на зазор между створками при приложенном усилии в сторону их открывания. А теперь представьте шею дошкольника, на которую действует как кинетическая энергия створок, так и усилие на закрытие. Деформация может достичь предела отключения реверса, створки могут просто задушить ребенка.

Что еще необходимо помнить во время пользования лифтом? Прежде всего, подходя к лифту, надо помнить, что это объект повышенной опасности. Пожалуйста, перед входом в кабину проснитесь и сосредоточьтесь на поездке. Двадцать секунд внимательности могут сохранить вам здоровье. Войдя в кабину, станьте ровно, слегка расставив ступни ног для большей устойчивости, колени слегка согните, жестко возьмитесь рукой за поручень.

Не надо вальяжно возлежать на стенке кабины, опираясь на одну ногу, при этом максимально ее выпрямив. Это может кончиться переломом ноги, ребер и сотрясением мозга. При этом речь идет не о какой то катастрофе, а о срабатывании устройств, призванных сохранить вам жизнь.

Речь идет о срабатывании ловителей и буферов. Согласно действующим нормам, вызванная срабатыванием этих устройств перегрузка достигает двукратной величины в качестве среднего значения и практически четырехкратной, на время не более 0,04 секунды. Это равноценно тому, что во время аварийной остановки лифта на ваши плечи вдруг неожиданно присаживаетесь еще один вы.

Именно отсюда рождаются легенды о падающих несколько этажей лифтах и чудом спасшихся пассажирах, взахлеб рассказывающих потом о пережитом в перерывах между демонстрацией забинтованных конечностей. Если бы эти люди направили хотя бы часть своей энергии на собственную безопасность, то самое страшное, что ждало бы их при такой аварии, — это сделать полный присед. Не каждому это доставит удовольствие, но это меньшее из зол.

не пытайтесь открыть двери лифта рукой.jpgНе пытайтесь открыть двери лифта рукой!

Если двери начали закрываться, а вы не успели войти в кабину и все же намерены это сделать прямо сейчас, не пытайтесь остановить створки рукой — это достаточно тяжело. Поставьте на порог двери, перед самой створкой ногу и плотно прижмите подошву к полу. Обувь защитит ногу от удара, а плотно поставленная нога гораздо лучшее препятствие для створки. Не ставьте ногу в конце закрытия, а если вы обуты в открытые сандалии или шлепки, можно получить травму в виде ушиба или пореза.

Не толкайте створки в сторону открытия, часто это приводит к выходу механизма реверса за рабочие положения и лифт останавливается. Для нормальной работы механизма реверса необходимо наличие между створками двери именно препятствия, а не встречного действия. Не вставляйте между створками дверей пальцы. Их толщины может не хватить для предотвращения запирания замков дверей шахты и кабины, в результате цепь безопасности будет собрана, створки замкнуты, пальцы зажаты и лифт придет в движение.

Пожалуйста, уходя от знакомых, обсудите все вопросы у них дома. Не надо вызвав лифт, вспоминать о недоговоренном и, удерживая двери, пытаться поделиться вспомненным. Чаще всего это приводит к остановке лифта.

Не перегружайте лифт, это ведет к его преждевременному износу, нарушению работы ГВУ, перепроходу точных остановок и крайних положений, может стать причиной посадки на ловители или буфер.

К такому же результату приводит борьба, возня, демонстрация элементов акробатики в кабине при движении лифта. Поверьте, посадка на ловители окажется для вас неожиданной, кроме этого, другие люди уже не смогут воспользоваться лифтом.

При уборке в лифте или на посадочной площадке не метите насухую, пользуйтесь пылесосом или влажной тряпкой. Шахта лифта работает как мощная вытяжка, в нее засасывает всю пыль и мусор с этажных площадок, особенно плохо дело, когда добропорядочные хозяйки начинают заметать мусор под двери лифта или прямо в кабину. К сожалению, таких хозяюшек много.

К чему это приводит? В лифтах есть несколько «слабых» мест. Два из них — ГВУ и замки дверей шахты. ГВУ — это обычные весы. Как мы пользуемся своими домашними весами? Правильно — бережно. Почему же тогда мы прыгаем на весах лифта, сорим на них, перегружаем? Со временем мусор из кабины начинает ограничивать движение грузовой платформы, пыль из шахты препятствует нормальному ходу рычагов взвешивающего механизма под кабиной, в результате ГВУ перестает работать, а с ним перестает нормально работать и лифт.

Двери же шахты первыми принимают на себя мусорный удар жильцов, так как мусор, попавший в шахту с одного этажа, тут же оседает на нижележащих дверях. А если учесть что зазоры в механизмах дверей регулируются в пределах от 0,1 мм до нескольких миллиметров, в зависимости от типа узла, то обычный окурок может стать причиной блокировки двери и остановки лифта.

Садясь в лифт, будьте предельно внимательны

Если к этому прибавить огромное число циклов открытия-закрытия дверей, бесконечное число реверсов, большое количество самих дверей шахты, а также постоянные тычки со стороны пассажиров, то совсем не удивительно, что почти все рабочее время электромеханикам приходится тратить на регулировку дверей. На обслуживание других узлов времени зачастую просто не остается.

Подсчитано, что обычный типовой лифт в девятиэтажке за год совершает 60 тысяч поездок, производит почти 70 тысяч циклов открытия-закрытия дверей, проходит до 10 тысяч километров, находясь в движении почти 1300 часов, и перевозит порядка 9 тысяч тонн грузов и пассажиров. Огромная нагрузка.

Садясь в лифт, будьте внимательны. Хотя бы через раз обращайте внимание на то, как он ведет себя, какими звуками сопровождается его работа. Обнаружив что-то подозрительное, сообщите по названным ранее телефонам. Проверяйте работу кнопки вызова диспетчера, это кнопка «Звонок» или «Вызов». Не стесняйтесь криков диспетчера — это ваша безопасность.

Проверяйте периодически работу кнопки «Отмена», «Реверс», «Двери» — в зависимости от того, какая из них присутствует в вашем лифте. Действие их во многом схоже. А кнопка «Отмена», кроме того, позволяет принудительно остановить лифт на ближайшем этаже и открыть двери. Если какие либо кнопки не работают — сообщайте об этом в обслуживающую организацию.

Двери должны открываться и закрываться без заеданий, рывки возможны, но возникновение заеданий, сопровождающееся хрустом или другими металлическими звуками — повод пригласить электромеханика. Если во время движения кабину начинает бросать из стороны в сторону, иногда слышны удары со стороны дверей, кабина иногда кратковременно останавливается, не дойдя до этажа назначения, — пришла пора менять вкладыши башмаков, проверять штихмас и регулировать механизмы дверей шахты.

Если при остановке кабины она еще некоторое время продолжает прыгать вверх и вниз — есть повод беспокоиться. Правда, возможно, произошла неравномерная вытяжка тросов, что, однако, приводит к их преждевременному износу. Но возможен и неадекватный вариант — на вашем лифте уже не все тросы на месте.

воспрос на засыпку.jpgВ ожидании лифта

Если кабина останавливается не вровень с полом посадочной площадки — пришло время проверять датчики селекции и регулировать тормоз лебедки. Здесь надо помнить, что допустимая точность остановки ± 20 мм.

Увидев электромеханика, расскажите ему о замеченных недостатках, он примет это к сведению. Не ждите от него благодарности — хотя, в отличие от врачей, среди электромехаников подавляющее большинство действительно высококлассных специалистов, до тонкостей знающих свою профессию, в остальном они очень похожи: очень не разговорчивы и слегка высокомерны.

В случае с электромеханиками это можно понять — они загружены с самого утра и до вечера. Понятно, что плохо всем. Но кто-то ведь должен сделать первый шаг навстречу друг другу в этом затянувшемся противостоянии. Давайте сделаем его мы, пассажиры. Начав следить за своими лифтами, мы сможем потребовать соответствующего отношения к нам и от других заинтересованных сторон. И кто знает, может, наступит такой день, когда мы будем заходить в лифт с радостью!

Автор: Григорий КУЛИКОВ

Источник: © "Ростов-Дом"

 

Анатолий, 20.01 12:24
Меня еще удивляет безшабашное отношение жильцов к лифтам с железно сетчатой шахтой - вся крыша кабины в окурках, а на крыше масло может быть, да еще куча пыли и бумажек накидают, тут недалеко и до пожара. Благо что после замены лифтов эти шахты обшивают.